«Привозили на колясках, а сейчас поднимаются на второй этаж»: как в Минске работает единственный садик для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Уникальный детский сад столицы,где поднимают на ноги ребят с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Необычная песочница на высоких ножках, примерно в полуметре от земли. Качели, на которые заезжаешь прямо на коляске. Сенсорный столик с безопасным покрытием и разнообразным наполнением: шишки, кора деревьев, камешки, кубики, пластиковые шарики. Так выглядит игровая площадка специальных яслей-сада № 65, где занимаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Это единственный в Минске детский сад подобного профиля. Работает он с начала 1990-х, 6 лет назад открылся после капитального ремонта. Сюда со всей столицы привозят ребят с различными диагнозами: ДЦП, сколиоз, дисплазия тазобедренных суставов…


При формировании групп учитывается в первую очередь не возраст, а состояние здоровья, схожесть двигательных нарушений и образовательные программы, которые рекомендуются конкретному ребенку.

Здесь занимаются дети от 4 до 7 лет. Из семи человек самостоятельно передвигаются только двое. Троих обязательно нужно водить за руку, еще двоих – возить на коляске. Также ребята имеют тяжелые нарушения речи.

Даже стулья у воспитанников разные: у кого-то обычные, кому-то обязателен подлокотник, а некоторым нужен абдуктор. Есть малыши, которых необходимо обязательно пристегивать, иначе они боятся сидеть. Другие занимаются лежа на ковре.


Занятия проводят воспитатели и учителя-дефектологи в соответствии с задачами учебной программы дошкольного образования и программами специального образования. Также проводятся коррекционные занятия.

Большое внимание уделяется коммуникативным навыкам, поскольку часто родители забывают, что помимо реабилитации детям необходимо общение со сверстниками.

Педколлектив насчитывает два десятка работников: 12 воспитателей дошкольного образования, 4 учителя-дефектолога, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, педагог-психолог. Кроме того, за каждой группой закреплен кто-то из технического персонала, при необходимости они оказывают помощь во время прогулки. Есть в штате 3 медицинских работника. Сад практически полностью укомплектован кадрами, текучка минимальная. Но вот врача, к сожалению, найти пока не удается.

Занятия в саду по индивидуальному плану. При легких двигательных нарушениях – профилактикой плоскостопия, укреплением голеностопа, формированием мышечного корсета. Для некоторых ребят, которые не могут самостоятельно передвигаться, даже постоять в вертикализаторе – это серьезная тренировка. Так они учатся держать голову и ощущать свое тело в пространстве. Одновременно ребенку можно предлагать игры на развитие моторики. Или делать массаж рук.


Физиотерапевтический кабинет, ванны для подводного массажа, специализированные тренажеры и беговые дорожки – всё оборудование и техника в детском саду предназначены для того, чтобы поставить ребят на ноги. И часто это удается. Конечно, всё зависит от изначального диагноза. При некоторых заболеваниях поддержание имеющегося состояния – уже прогресс. Но есть дети, которых родители привозили сюда на колясках или приносили на руках, а сейчас они передвигаются с поддержкой и даже поднимаются на второй этаж. Больше возможностей восстановить нейронные связи – у тех ребят, у которых двигательные нарушения не врожденные, а возникли после перенесенных болезней.

Возврат к списку


Наверх
страницы